Батик-это интересно



История батика

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии. 
  

Правила безопасности.


Сегодня есть в продаже разные варианты для росписи-батика, которые идеально подходят как начинающим, там и детям. В наборы входит шёлк для росписи, и краски, а также шаблоны. Очень удобно учиться, осваивать технику батика.
При "холодном батике" резервирующую состав (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено. Эта техника отличается от горячего батика температурой резерва, составом, а также стилем росписи. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, он более прост, безопасен, и поэтому подходит для начинающих художников. 
Возникает вопрос:”А не опасно ли  для здоровья иметь дело с красками?” 

1. Никогда не ешьте, не пейте  на   рабочем месте.
2. Работайте в хорошо проветриваемом помещении.
3. Если вы почувствуете какие-нибудь неприятные симптомы со стороны дыхательной системы (кашель, першение в горле) немедленно выйдете на свежий воздух. Если симптомы повторяться, прекратите использовать продукты, которые вы использовали на момент появления этих симптомов, и проконсультируйтесь с аллергологом.
4. Всегда используйте одноразовые защитные маски -респираторы при работе с анилиновыми красителями в порошке. Если вы занимаетесь горячей окраской ткани и работаете с горячим воском постоянно, то используйте специальные респираторы со сменными картриджами, которые защитят ваши лёгкие  от воздействия пыли, испарений и горячих летучих частиц.
5. При работе с жидкими анилиновыми красителями пользуйтесь защитными перчатками и фартуками, предохраняющими вашу одежду.
6.Носите защитные очки при работе с концентрированными кислотами и щелочами (концентрированная уксусная кислота).
7.Если вы носите контактные линзы, то замените их обычными очками, работая с порошками, чтобы избежать раздражения глаз.
8.Старайтесь работать с химикатами под вытяжкой. Лучше всего в вытяжном шкафу.
9. Работая с  анилиновым порошком,  поверхность стола застелите мокрой бумагой. Летучие частички краски осядут на ней.
10. Не работайте с порошками около источников тепла (печей, обогревателей) и около воздуховодов и вентиляторов.
11. Всегда пользуйтесь отдельной посудой для приготовления химических растворов и  растворов красителей. Никогда не используйте эту посуду для приготовления пищи.
12. Избегайте работы с порошковыми красителями, химикатами и горячим воском во время беременности и кормления грудью.
13. Избегайте длительных контактов анилиновых красителей с кожей.
14. Для уборки помещения после работы с порошковыми красителями используйте пылесос или мокрую швабру.
15. Храните анилиновые красители в плотно закрытых банках в сухом и прохладном месте, недоступном для случайного использования.
16. Растворы красителей хранить в плотно закрытых сосудах. Разлившуюся краску нужно немедленно вытереть, не допуская её высыхания, так как порошок анилина очень летуч.
17. Всегда чётко маркируйте и надписывайте контейнеры с химическими веществами. Не снимайте этикеток с предупреждениями об опасности продукта.
18. Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот.
19. Всегда добавляйте щелок в холодную воду.
Запомните эти правила. Они пригодятся вам всегда, не только в художественной мастерской.

 


  

   



Комментариев нет:

Отправить комментарий